Дефицита хлеба не будет
Не заметить рост цен на этот продукт в последнее время не могли жители Павлово-Посадского района, и, конечно, корреспонденты газеты «Павлово-Посадских известий», которые буквально на сутки, опередив шквал обращений в редакцию, попросили прокомментировать ситуацию генерального директора ОАО «Павлово-Посадский хлебозавод» Анатолия Митусова.
А. Митусов встретил журналистов районки словами: «Сегодня, при подорожании хлеба, кому, как не мне, комментировать данную ситуацию?» И по сути, оказался прав, ведь, звоня в редакцию «Павлово-Посадских известий», жители города и района жалуются прежде всего на политику ценообразования хлебозавода, считая, что первопричина роста цен кроется именно в его стенах.
– Анатолий Владимирович, расскажите подробнее, почему за последний месяц цена за батон и буханку хлеба выросла на 15 и 10 процентов соответственно?
– Рынок по производству муки поделен между крупными компаниями, а это значит, что происходит глобализация, монополизация. Это мировая тенденция, касающаяся любого производства. В Чехии, например, в разы сократилось количество частных пивоварен, теперь производством пива заправляют крупные компании. На хлебопекарном и зерномучном рынке происходит то же самое. Как следствие глобализации – появляется множество сетей, а значит, тем, кто управляет этими сетями, стало проще управлять и ценообразованием, легче продвигать ту или иную политику формирования цены.
Превращаясь в хлеб, зерно проходит через цепь инстанций: его выращивают в колхозах, фермерских хозяйствах, затем оно попадает в зернотрейдерские компании, которые закупают его «с полей» и перепродают хлебопекарным производствам, которые в свою очередь и выпускают на рынок готовый продукт напрямую или через посредников. В этой цепи главным ценопологающим элементом являются как раз зернотрейдеры. Так как в стране не так много зернотрейдерских компаний – они имеют большое влияние на ценовую политику. На сегодняшний момент прогнозы по урожаю зерна отнюдь не радужные, а поэтому зернотрейдеры придерживают зерно, взвинчивая цены на него.
Ко всему прочему, мы зависим от мирового рынка, и ценообразование обуславливается также и общемировыми тенденциями, а здесь также происходит рост.
Таким образом, в июле 2010 года цены на муку высшего сорта выросли на 95,9%, 1 сорта – на 65,3%, ржано-обдирную – на 53,8%. Удельный вес стоимости основного сырья в себестоимости продукции составляет: в батоне «Нарезном» – 35,1%, а в хлебе «Вохонском» – 33,7%.
– Но ведь премьер-министром РФ В. Путиныим было объявлено, что экспорт зерна закрыт, а запас зерна в 25 млн. тонн, имеющийся в России, поможет избежать дефицита. Тогда почему так увеличились цены на зерно и муку, и, соответственно, хлеб?
– Действительно, прогнозы по сбору урожая колеблются на 70-50 млн. тонн, при условии, что норма для России – 75 млн. тонн, при учёте существующего запаса, дефицита как такового, не будет. Но это не означает, что остановится игра на рынке цен. Трейдеры побуждают цены на зерно и муку расти. Плюс ко всему, подорожание зерна всегда происходит скачкообразно и циклично: раз в 2-3 года, это практически неизбежно.
– Если мука подорожала почти на 50–100%, а готовый продукт – всего на 10–15%, значит, хлебозавод в этот трудный период теряет в прибыли и работает себе в ущерб?
– Хлебозавод – конечное звено в цепи. При формировании цены на хлеб основное значение имеет цена на базовый компонент. Несмотря на это, мы попытались нивелировать этот рост цен, так как нам очень важна реакция конечного потребителя. Мы не можем работать в ущерб себе, поэтому повышения цен избежать не удалось. Но тем не менее мы действительно потеряли в прибыли.
– Анатолий Владимирович, каковы ваши прогнозы на рост цен в следующие месяцы и будет ли тенденция к снижению цен после конечного сбора урожая в стране?
– Скорее всего, рост цен будет продолжаться примерно до начала сентября. Но точно сказать нельзя. Единой государственной монополии на зерно нет, есть гибкий, постоянно меняющийся рынок, на котором царствует спекуляция. Плохой прогноз на урожай зерна – и цены сразу взлетели вверх.
Хотелось бы ещё раз сказать, что дефицита хлеба не будет, ажиотажа удастся избежать. Есть рост цен – циклический, обычный, продиктованный временем и рынком, тем более, есть магазины, в которых продукт не подорожал. И, наконец, у людей есть выбор: качественный продукт за более высокую цену или некачественный – за более бросовую. А допустить ухудшения свойств своего хлеба мы не можем, так как люди привыкли к нашей продукции, и мы отвечаем за её качество.